на главную
контакты
блог
что я могу

Езда

Ту-ту-у-у!
Едем плацкарт, боковые места,
Зато экономим рублей, бл&, полста.
Вот до места доедем – тогда их пропьём,
Бутылка вина, и мы только вдвоём!

Ленинград, "Геленджик"

Всего отдых вместе с дорогой занял 15 дней и 16 ночей. Из 16 ночей 7 я провёл в поезде. Накатался надолго теперь даже особо не хочется снова :).
Первый поезд был Питер – Москва. Попал в отремонтированный, а местами даже переделанный, вагон. Снаружи он весь гладкий, без молдингов, а вместо старых деревянных рам в окнах стоят стеклопакеты с откидывающимися форточками.

Единственное неудобство – верхние полки в таких вагонах крепятся не на подставки снизу, как обычно, а висят как вантовый мост на стержнях сверху. От этого длина полки заметно сокращается. Я и так-то на неё не влезаю – ноги не могу вытянуть, а тут так вообще в позе зародыша пришлось ночевать. Не очень удобно, ерундово придумали с таким подвесом.
С утра наконец-то заговорил сосед. И то после утренней дозы водки :). Спросил, едем ли мы на юг.
- Да, на юг.
- Неправильно. Ехать надо на восток.
И замолчал. Потом сидел, сидел, и наконец пояснил:
- Не бойтесь, на Байкале зеков и медведей нет. :))))))))))))

Далее пересадка с Ленинградского на Казанский вокзал в Москве. Первый раз тут был. Огромный квадратный вокзал с прикольным залом ожидания над путями и платформами. Электровозы используются ЧС2, но не такие, как раньше на Курском направлении были старенькие зелёные кругленькие, а тоже рифлёные под ЧС6, 7, 8. Необычно :)
Проводница попалась душевная. Молоденькая, красивая. И ещё постоянно убирала мусор от окна, где я стоял опять же постоянно и фоткал железную дорогу. Чем дальше от Москвы, тем теплее и прикольнее в окошко высовываться. На каком-то этапе мне в глаз что-то попала и три дня потом ещё глаз слезился. Так что осторожнее, фанаты фотоохоты за поездами ;).
Из необычного – в Лисках продают мёд. Больше нигде на станциях я такого не встречал. Обычный ассортимент – это пиво, минералка, раки, рыба, картошка. В Воронеже нас погнали не через Придачу (проездной вокзал для транзитных поездов), а завезли на главный вокзал. Из-за чего мы потом хвостом вперёд поехали :))). Вообще на гиморойские вокзалы нас страсть как любили завозить :). В Ростове-на-Дону мы не через главный поехали транзитный вокзал, а через пригородную станцию Первомайская, через которую обычно поезда на Украину идут. Из-за этого мы по самому городу колесили около часа :)
Из смешного в этом поезде запомнился прикол соседа:
- Кто в этом поезде лишний человек? Кто занимает нижнюю полку, пока старухи карабкаются вверх? Кто сойдёт на следующей станции? Кто здесь слабое звено?
В Ростовской области начинается угледобыча – вокруг пирамиды отработанной породы. Довольно симпатичные места. И холмы кругом.
Самое интересное начинается от Белореченской (вообще обычно поезда в Адлер идут через Краснодар – Горячий Ключ, но я выбрал через Белореченскую, чтобы покрасивее места были за окном). А именно за Белореченской начинается подъём поезда в горы (!) на высоту до 600 метров по ущельям горных рек. Обычные пассажирские локомотивы состав затащить в горы не могут, поэтому перегон до Адлера – чуть ли не единственное в европейской части России место, где пассажирские поезда везут грузовые локомотивы. В нашем случае родной ВЛ10, которых у нас в краях полным-полно. Итак, слева горы, справа – обрыв, вдалеке внизу поля :). Иногда из-за кустов видны горные речки. Потом перевал и спуск. В месте соединения ветки с дорогой из Горячего Ключа, поезд заезжает в тоннель и внутри горы делает разворот на 360 градусов резко снижаясь! Кстати, дорога в горах везде однопутная, поэтому поезда вынуждены строго по расписанию ездить, чтобы вовремя разъезжаться на редких станциях. Потому как достаточно в одном месте опоздать встречному поезду минут на 5 как к вечеру по всей дороге опоздания достигнут нескольких часов.
Далее Туапсе. Ничего хорошего из себя не представляет, по крайней мере из окошка поезда. Вокзал красивый, а сам город – большой и по большей части промышленный. Большой грузовой порт, сортировочная станция. По всей видимости, сюда морем и железной дорогой завозят топливо. К слову, пока у нас в Питере 95 бензин стоил 18-50, в Сочи он был 19-50.
За Туапсе поезд идёт по самому берегу моря. Минимальное расстояние до воды 2-3 метра. Море постоянно размывает пляжи и местами от них уже ничего не осталось, а железнодорожная насыпь укреплена бетонными плитами.
Само море вполне чистое, между крупными посёлками на пляжах народа вообще нет.
Уже начиная с Туапсе в посёлках живут преимущественно чёрные – местных русских мало. Национальностей горных много, я в них плохо разбираюсь, но похоже, что все, что вокруг есть, все тут и живут. Возможно, москвичам это как дома получается, но мне поначалу непривычно было :) Хотя ничего против не имею. Хотя, опять же, крымские татары мне как-то роднее :))).
Вообще от Туапсе до Сочи в основном мелкие посёлки, где из отдыха в основном море. Молодёжной инфраструктуры типа ночных клубов мало. Только разве что такое может быть в Лазаревском. Больше всего из мелких посёлков мне понравился Дагомыс. Находится совсем рядом с Сочи – 7 минут езды на поезде, а пляжи пустые и чистые, море тоже чистое, частного сектора много, цены невысокие. Идеальное место для отдыха с детьми, на мой взгляд.
Высадились мы в Сочи. Вполне приличный вокзал, перед вокзалом всё забито машинами, людьми, сдающими жильё и таксистами. Пробки в Сочи ужасные – с утра до вечера центральная трасса стоит. А Объездные верхние шириной в три метра – на них машины разъезжаются только на перекрёстках. Исходя из этого очень сомневаюсь, чтобы в Сочи можно было устроить олимпиаду. Ну да это уже не про поезда :).

Далее на поезде мы ехали из Адлера в Краснодар по пути в Анапу. Можно было теоретически и напрямую проехать автобусом до Анапы, но я даже не знаю, ходят ли такие автобусы. Дорога горная, долгая. Если До Краснодара автобус едет 12 часов (поезд минимум 5, максимум 7), то и до Анапы не меньше 14 получается. Это очень утомительно. Тем более автобусы в Краснодарском крае в 90% случаев старые красные Икарусы вонючие донельзя, в которых сгоревшей соляркой пахнет даже в салоне.
Поэтому на поезде и поехали, ночью. Как раз выбрал я долгий пассажирский поезд, чтобы выспаться. Ехали через Горячий Ключ, но было темно и гор от Туапсе до Ключа наблюдать не удалось.

Из Краснодара в Анапу ехали на автобусе. Благо, не Икарус, но при жаре +37 и неработающем кондиционере пот с меня тёк в два раза быстрее, чем в обычной бане. Автовокзалы что в Краснодаре, что в Анапе верхом совершенства не являются :). Билеты нужно покупать заранее, как на поезда, а то мест не будет. А уже с купленными билетами приходишь на автовокзал и понимаешь, что не понимаешь, где же именно твой автобус, собственно, стоит :). А их там много. И приходится все обходить и узнавать, а не этот ли твой. С сумками это делать хреново.
К слову, местные наживаются на всём, на чём только могут придумать. Особенно тяжело работникам государственных предприятий, таких, например, как автоперевозчики. Но и там люди находят, как украсть. Вот ведь положено прийти из здания автовокзала к автобусу тётечке, чтобы продавать багажные места и выдавать квитанции за них. Так она всем выдавала, а мне последние три квитанции выдать наотрез отказалась, железно аргументировав тем, что я и так уже сумки в багажное отделение поставил :))))))
Кстати, по дороге в Анапу видел, как на кукурузных полях добывают кубанскую нефть :))) Очень неожиданное зрелище – добыча нефти в южной степи :))). Причём, вышки стоят по одной и очень редко. Так что кому-то из местных не повезло – он обрабатывает поле в несколько гектаров, растит кукурузу, арбузы и прочее. А кто-то забил на аграрный сектор болт и знай себе отдыхает заграницей, пока его вышечка неспешно качает нефть :))).

Вокзал в Анапе – вершина архитектурной мысли. И это сказано без сарказма. Действительно очень впечатляющий современный двухэтажный вокзал, отделанный синим стеклом. Прозрачные залы ожидания, кондиционеры, прохлада… На вокзале нет раздражающей хаотичной торговли, на платформах кроме пассажиров только проводники и менты. Кстати, при мне мент проверял документы у сидящего рядом мужика, но квитанцию об уплате курортного сбора не спросил. А она, между прочим, 80 рублей стоит.
Так вот, вокзал-то мега большой и современный, а вообще в Анапу мало какие поезда ходят. Из Питера два. Из Москвы штуки четыре ну и ещё максимум 4-6 с остальной России. Это Летом. Зимой он, может, вообще простаивает зря. По крайней мере из Питера в Анапу зимой поезда точно не ходят, с остальной России, значит, тоже.
Ещё одна фишка анапского вокзала – это единственное место, где диктор как в самолёте объявляет, кто ведёт поезд. А именно, поезд поведёт машинист такого-то класса и ФИО :). Вот так-то. Правда это всё равно на%бка. Потому что локомотивная бригада меняется даже чаще. Чем локомотив. Так что вряд ли наш машинист второго класса доехал с нами даже до Ростова :).
Путь от Анапы до куда-то неэлектрифицирован. До куда не знаю, не удалось посреди ночи отследить, где тепловоз сменили на электровоз. Заодно зачем-то опять нас развернули хвостом вперёд. Это мне совсем непонятно, так как по карте ветка прямая и даже некуда в тупик для такого разворота свернуть. Ну да пусть будет на совести железнодорожников то, что я засыпал во втором вагоне, а проснулся в предпоследнем.
Попал я опять, кстати, в отремонтированный вагон. Только это чудо ремонтировалось где-то в другом месте по экономной технологии :)))). Собственно, заменены там были только окна на стеклопакеты. И то на такие, в которых форточки отрываются только на 45%. И их невозможно откинуть полностью, чтобы высунуть голову или нормально проветрить вагон. Ну кто такой идиотизм допускает???

Самый облом вышел с проводниками :). Когда я увидел первую, сразу уже заподозрил неладное. Одно дело проводница в возрасте до 35, а другое – за 50. Слово "пожалуйста", как выяснилось, она не знает в принципе. А её характерная черта кричать за 40 минут до таможни: "пассажиры, приготовили быстро документы и положили их на столы!".
Но эта проводница ещё цветочки по сравнению со второй. Вторая была моложе, но неимоверно наглее, сука, блин.
Вообще комплект постельного белья в плацкартном вагоне стоит 45 рублей. Иногда к нему кладут пакетик чая и сахар и получается в пределах 55. Всё это вместе упаковывается, запечатывается в герметичную упаковку. Это по-человечески нормально. Эта же сволочь за один комплект захотела получить аж 73 рубля. Конечно, тоже не деньги - разница в 28 рублей. Но с другой стороны, это уже почти в два раза дороже. А это борзость. Так вот, решил я поприкалываться, выпендриться и купить бельё за 45, а не за 73. Спрашиваю:
- Почему так дорого?
- Как обычно.
- Обычно 45.
- Ну не знаю.
И ушла. Потом пришла, собрала деньги (по 73 с комплекта). Сказал, чтобы выписала квитанцию. Через некоторое время приходит, приносит бельё вообще без кофе, чая сахара и прочих прибамбасов.
- Где, - спрашиваю, - квитанция?
- Я её Вам выпишу, когда мне бельё сдадите.
- Ну тогда я Вам деньги тоже отдам, когда бельё сдам, хотите так?
Пробурчала что-то и ушла. Пока раздавала бельё остальным пассажирам (кстати, обратите внимание, не пассажир должен ходить за бельём, а проводник должен его разносить. И точно так же не пассажир должен бельё сдавать, а проводник должен за ним приходить и собирать с застеленной постели) успел спросить, почему же такое дорогое бельё (мимо меня она уже просто пробегала).
- Бельё дорогое, потому что поезд приказной, дополнительный.
- Нифига, - говорю, - на ценообразование этот статус никак не влияет. На ценообразование влияет статус плацкартного нефирменного вагона, где бельё продаётся по 45 рублей.
- Подождите, сейчас я к Вам подойду и всё объясню, и Вы спокойно купите бельё по 73.
Проходит время, идёт эта клуша :))). Несёт с собой большую картонную коробку из-под кофе и выдаёт на комплект по 4 пакета кофе и сахара. Незапечатанных, никаких. Срок годности смят до нечитаемого состояния. Демонстративно выкладывает мне на стол и с довольной рожей произносит:
- Вот, за что 73 рубля.
- А как же приказной поезд? Или он уже перестал таким быть? В любом случае, я у Вас бельё беру в аренду, а не кофе покупаю, забирайте его обратно.
Проводница выкладывает кофе снова из коробки и заявляет, что не допустит, чтобы я его не купил.
Ну, тут мне уже надоело, спать захотелось, я и говорю:
- Ладно, слушайте, где Вы не правы. Есть такой закон "О Защите прав потребителей". Так вот, в соответствии с пунктом вторым статьи шестнадцатой этого закона запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных товаров. В нашем случае вы обусловливаете сдачу белья в аренду приобретением кофе, что является прямым нарушением закона.
- Не знаю такого.
- Хорошо, пройдёмте к начальнику поезда.
- Я уже два (!) месяца езжу, и ещё ни разу таких конфликтов не было.
- Сейчас есть. Так мы идём?
- Ну а куда же я теперь его (кофе) дену?
- Абсолютно не моё дело. Сдавайте туда, откуда получили – в депо или туда, откуда оно пришло как негодное к продаже, мне всё равно.
Через несколько минут позвала меня получить деньги :) Сидевший рядом народ наконец просёк фишку, что их хотели на%бать, как слепых котят, и тоже пошёл кофе сдавать. Чувак взял огромный полиэтиленовый мешок, собрал с окружающих всё кофе и сахар в него, подходит к проводнице и радостно говорит: "Здесь 7 комплектов, с Вас 196 рублей" :)))

До Ростова по кубанским степям ехать совершенно неинтересно. Я по ним уже так наездился, что они глаз совершенно не радовали. Выглянул только в окошко посмотрел на крупнейшую станицу России – Каневскую. Кстати сказать, там у меня тоже подруга живёт, но с ней встретиться не удалось – стоянка поезда только две минуты :(.

Перед Ростовом довольно интересные железнодорожные развязки – есть на что посмотреть. А у нас ход поезда сопровождался ещё и очень странным но устойчивым звуком от скрежета колёс и завывания ветра в проводах. Звук напоминал церковные песнопения и продолжался минут 40. При этом был неравномерным, а мелодичным, хотя и не вполне предсказуемым. Звук слышал не только я, но и рядом сидящие люди :))).
Снова ехали через Первомайскую. Потом повернули на Таганрог в сторону незалежной Украины. Слева по ходу поезда Азовское море и огромные заросли камыша и тростника в устье Дона. Довольно красиво.

Таможня на Украине это вроде как бы и таможня, но с другой стороны больше похоже на декорацию :). Пограничники смотрят только, чтобы твоё лицо совпадало с тем, что в паспорте. Российские таможенники в Успенской вообще не заходили в вагон. Хохляцкие заходили. Ряженые такие – с автоматами, в камуфляже. Но без собак :))). Посмотрели по сторонам и ушли :))). Интересно, что они смотрели - ни висит ли у кого на крючке над полкой калаш? Выездная таможня – такая же фигня. А между таможнями 6-7 часов езды и из поезда не выпускают, хотя остановки он делает. Спрашивается, зачем тогда вообще устраивать таможню. Если пассажиры выйти не могут. Не делали бы остановок на Украине, пускали бы тогда поезд настоящим транзитом – экономили бы четыре раза по 40 минут на таможне :)))).
Кстати, многие не любят ездить через Украину на наш юг. Зря вы так :). Таможня, как я уже сказал, совершенно не напрягает, если документы в порядке (требуется наш паспорт всего лишь). А поезд через Украину идёт на 2 часа быстрее, чем в объезд даже не смотря на таможни.

Отдельная песня – это дети. В сторону юга в вагоне было много детей, и это несколько напрягало так как было мало народу моего возраста, с кем можно было пообщаться. Но обратно детей было больше ещё раза в три! Жуть. Разговаривать было вообще не с кем. Но речь не об этом. А о том, что вообще-то детей запрещено перевозить на верхних полках. Но нашим проводницам на это правило было вроде как насрать. А родителям тем более – куда им немолодым лезть наверх, пускай там лучше спит годовалый ребёнок. А то, что он легко может упасть и сломать себе шею до них как-то не доходило.
Первым предвестником беды стал взрослый мужик. В первую ночь после Анапы мужик с семьёй очень хорошо выпил коньяку. С вечера у них было 10 литров, не знаю, сколько они успели приговорить к тому моменту, как заснули. Но кончили пить они именно от того, что заснули :))))). Так вот, посреди ночи во время остановки поезда (!) здоровенный мужик падает со второй полки. Упал он хорошо – рукой стукнулся об полку, когда пытался удержаться на палочке для занавесок, головой об столик и рёбрами о нижнюю полку. Упал, постонал, и так и заснул бы внизу скорчившись, если бы его жена с тёщей не подняли бы на полку с горем пополам…
Слышал эти стоны весь вагон, но никого это не взволновало. В результате днём с верхних полок упало уже два ребёнка, правда. Они отделались лёгким испугом.
А вот вечерней девочке не повезло. Была таможня в Белгороде, проверка уже закончилась. Для проверки горе-проводница включила свет на полную (темно уже было). А как проверяющие ушли, проводница выключила свет и сказала, что можно выйти на платформу. После семичасового заточения в душном вагоне все, естественно, пошли на выход. Тут-то девочка и упала. Головой вниз. В результате потеряла сознание и её срочно увезли в больницу. Хорошо, что она упала на станции. Не знаю. Родители с ней, естественно, с поезда сошли.
Зашёл мент, спросил, кто видел, как всё было. Потом прибежала проводница и попросила тех, кто видел написать на бумаге. И несколько раз сделала акцент, чтобы обязательно указали, что девочка упала во время стоянки. На вопрос, почему этому уделяется такое внимание, ответ был предельно прост:
- Ну как, меня же уволят, если окажется, что она во время движения упала – это моя ответственность. А здесь не моя...
Кстати, как выяснилось, месяц назад у этой же проводницы ребёнок с верхней полки просто в окно улетел. Не знаю, что она придумала, чтобы её не уволили. Остаётся только догадываться, жив ли остался тот ребёнок.

Приехали мы на Курский вокзал. Абсолютно неприятный вокзал, хуже я ещё не видел. Огромное советское здание, пустое внутри. И вся пустота хаотична набита ларьками, палатками и хачами. Указатель, как пройти в метро бывало появлялся, но не каждый раз, так что приходилось идти вполуслепую :))).

Вот чем мне нравятся поезда Питер – Москва и обратно, так это предельно корректными проводниками. А точнее им просто всё пофиг. Они просто всё делают, как положено. И туда, и обратно бельё безо всяких вопросов 45 рублей. Не 46, не 47 или 48 или 51. А 45, точно по прейскуранту. А если нужно чай или кофе – так это пожалуйста, проводник подойдёт, вежливо предложит.
Не порадовало только то, что на обратном пути не закрывалось до конца окно. А одно дело когда окно открыто в южной степи – там по другому никак, и совсем другое – когда окно открыто ночью в Бологом. Тут уже конкретный дубак, не спасает даже шерстяное одеяло…

Самый родной, конечно же, Московский вокзал. Самый цивилизованный. Минимум чёрных и левых торговцев. Только пассажиры и менты. Вся торговля внутри здания вокзала аккуратно расположены в красиво оформленных заведениях с индивидуальным дизайном интерьера. Чего только стоит мигающий светофор :). А в центре зала сейчас стоит головной вагон поезда будущего – совместного проекта РЖД и Сименса. Снаружи весь такой округлый, а вот внутри меня он не очень впечатлил – обычные сидячие места. Ну да ладно, главное, чтобы ездил быстро и дёшево :))).

В общем и целом путешествовать на поездах можно. Все те неприятные мелочи, которые можно заметить у меня в отчёте - по сути своей ерунда. Единственная действительно напрягающая штука – то, что ноги не влезают в полку. Так что людям выше 170 см можно подумать и о других способах передвижения :). Но, как говорится, это не для меня. Ни что не заменит мне гудки локомотивов, стук колёс, скрип тележек на стрелках, свист колёс в кривой, ветер в волосах и синие огни маневровых светофоров ночью!

#путешествия, #море, #железнодорожные билеты, #надувательство, #юмор

Антон Павлов, 14 августа

Оставьте свой комментарий