на главную
контакты
блог
что я могу

Колонизация Марса

Представители Роскосмоса и NASA считают, что пилотируемый полёт на Марс технически возможен уже сейчас. Впрочем, по заверениям некоторых учёных, пилотируемая экспедиция на Марс была возможна уже в 1970е годы. Однако до сих пор на Марсе не было ни одного землянина. И Роскосмос, и NASA робко планируют первые экспедиции в 2035 году. Можно ли полететь на Марс раньше, нужно ли осваивать там колонию и есть ли для этого условия на соседней планете? Да!

Полёт с возвращением или колонизация

Большинство стратегий предполагает возвращение людей на Землю и различается длительностью пребывания людей на Марсе и стоимостью полёта. Но в таком случае ценность подобной экспедиции минимальна - научная работа, которую могут провести космонавты на поверхности Марса, может быть проделана и роботами-марсоходами, а пробы грунта - возвращены ими на Землю. Выгода от отправки людей на Марс в таком... читать дальше


3 сентября

Национальная информационная безопасность

Российская внешняя политика становится всё более уверенной, целенаправленной и агрессивной. В ближайшие годы возможно возникновение как локальных конфликтов, схожих с конфликтом с Грузией в августе 2008 года, так и глобальных конфликтов, связанных с ужесточающейся борьбой за истощающиеся энергоресурсы. В частности, в ближайшие двадцать лет Россия, США, Канада, Дания и Норвегия будут делить залежи нефти и газа в Арктике.
При этом возникновение крупных вооружённых конфликтов и, тем более, применение оружия массового уничтожения маловероятно. Однако вероятность информационной войны с каждым годом растёт по мере того, как страны убеждаются в эффективности информационного нападения на противника. Россия уже успела убедиться в успехе собственных действий в ходе конфликта с Эстонией (перенос бронзового солдата) и с Грузией ("принуждение Грузии к миру").
В связи с этим возникает... читать дальше


21 мая

Как погибают самолёты

Прошло уже больше двух лет с того дня, как вылетевший из Анапы в Санкт-Петербург самолёт Ту-154 авиакомпании "Пулково" упал под Донецком. Казалось бы, все кости погибшим уже перемыли, а описание и разбор катастрофы попали не только в официальные заключение, но даже в художественную литературу (например, в книгу Ершова). И вот, последние два дня в топе Яндекса снова висит расшифровка переговоров экипажа. На этот раз полная и сопровождаемая симуляцией.

Выдержки из переговоров членов экипажа

Ниже привожу некоторые выдержки из переговоров членов экипажа между собой и с диспетчерами. Полная расшифровка доступна здесь. Д - диспетчер, КВС - командир воздушного судна, ШТ - штурман, Э - кто-то из членов экипажа.

Диспетчер сообщает экипажу... читать дальше


21 ноября

Второй день рождения

Вчера, 19го ноября 2008 года, у меня появился второй день рождения - я стал молодым учёным. Диссертационный совет при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов присудил мне степень кандидата экономических наук.

Произошло это после того, как я защитил кандидатскую диссертацию по теме "Оценка интеллектуального капитала инновационных предприятий сети интернет". Если говорить ненаукообразно, то диссертация посвящена оценке стоимости сайтов.


20 ноября

Я в эфире русской службы BBC

Сегодня благодаря Эльнаре Петровой впервые побывал в прямом радиоэфире русской службы BBC. Ведущая, я и молодой школьный учитель Алексей обсуждали низкие зарплаты учителей и перспективы молодых людей, преподающих в школах и университетах. .


6 октября

Мой первый полёт на Яке

В минувшую субботу, как и собирался, я отправился на аэродром и совершил свой первый полёт в кресле.. нет, не второго - первого пилота ))) И хотя самолётом большей частью управлял, конечно, не я, но и мне довелось испытать на себе всю прелесть полёта, создаваемого собственными руками. Но обо всём по порядку.

На аэродром в Гостилицы, в гости к Невскому аэроклубу, мы отправились с моей подругой Ириной. Выехали около полудня, предварительно позвонив Сергею Иванову, чтобы уточнить, совершаются ли сегодня полёты. Ехать вроде как и недалеко - 60 километров от центра Питера, но по петергофскому шоссе. А там пробки, к сожалению ). Но мы, стоически перенеся жаркий полдень в пробках, таки добрались до Петергофа и свернули налево, после чего в... читать дальше


21 июля

Виртуальный полёт по кругу

В ближайшие выходные, если выдастся лётная погода, я хочу совершить свой первый настоящий полёт на месте второго пилота на настоящем самолёте, Як-18т. А пока выходные не наступили, изучаю мат. часть, тренирую навыки самолётовождения в симуляторе полётов. Симер я уже довольно опытный, 5 лет за плечами ). Поэтому нижеследующий рассказ интересен и тем, кому хочется знать, "как делается полёт" изнутри, и тем, кто только начинает играть в симулятор.

Обучение полётам на пилота любителя проходит на разных аэродромах Ленинградской области, в частности, в Кронштадте, Куммолово, Гостилицах. Я поеду в Гостилицы, но в симе (в симуляторе) Гостилицы пока не реализованы, поэтому тренируюсь я в Кронштадте. Тем более был там совсем рядом с аэропортом и хорошо представляю себе наземные ориентиры. А учебные полёты, по крайней мере те, что проходят визуально... читать дальше


17 июля

Новосибирск. Дважды орденоносный центр Сибири

Последним пунктом нашего путешествия по России значился центр Сибири, дважды орденоносный Новосибирск ) с населением более миллиона человек, третий по численности в России. Приехали мы в него, как водится, затемно и пошли заселяться в снятую заранее квартиру на Вокзальной магистрали.

Квартиры тут стоят не очень-то дёшево, отдали за однокомнатную квартиру за сутки 2000 рублей. Но всё равно очень обрадовались душу и чайнику ). Долго не рассиживаясь, вышли на улицу и направились в сторону какого-нибудь места, где можно позавтракать и посидеть в интернете.

Первым делом нам попалось Управление Западно-Сибирской железной дороги, очень симпатичное здание:

Новосибирск, понятное дело, - цивилизация не хуже нашей, так что в центре полно мест, где можно поесть. Мы выбрали американский фастфуд, где на завтрак предлагались либо омлеты, либо кукурузная каша ). А ещё вкусная большая вафля с кленовым... читать дальше


2 февраля

Последние километры БАМа. Красноярск

Из Северобайкальска мы выехали поздним вечером, поэтому и Даванский тоннель, и Лену (Усть-Кут) проехали в темноте. Так что попрощаться толком с БАМом не удалось. А проснулся я на станции Хребтовая, где наш поезд стоял почти сорок минут. Ветка от Тайшета до Лены, по которой нам предстояло весь день ехать, была построена в 50ые годы силами заключённых, а комсомольцы и прочие романтики позднего СССР здесь только второй путь укладывали.

Видео: Отправление со станции Хребтовая

Как раз вышло солнце. А чем ближе подъезжали к Коршунихе-Ангарской, тем гуще становился туман.
Видео: Рассвет западнее Хребтовой

Туман этот вскоре и вовсе превратился в плотную облачность. И после Хребтовой мы больше за оставшуюся поездку солнца не видели почти.

По схеме с сайта... читать дальше


2 февраля

Северобайкальск. Озеро Байкал. Музей БАМа

В Северобайкальске подъём был намечен на восемь утра. Здесь у нас по плану были целые сутки на осмотр города и озера Байкал, но само озеро хотелось пофотографировать на рассвете. Поэтому, укутавшись потеплее (администратор сказала, что на улице -33), пошли в направлении озера Байкал.

Долго идти нам не пришлось, практически сразу за воротами гостиницы спуск к озеру:

Спустившись, оказались на распутье - идити влево по какой-то запруде или дальше через посёлок на оконечность мыса. Решили пойти через посёлок.

Не знаю, живёт ли здесь кто-то зимой - дома производят впечатление летних дачных домиков, не приспособленных для лютых морозов да ещё на берегу Байкала. С другой стороны они все стоят плотно прижатыми друг к другу, может, это как раз для сохранения тепла?

Уже в самом конце посёлка откуда-то выбежала голодная собака ). Ну а мы забили на неё и свернули в сторону самого озера, откуда открылся... читать дальше


31 января

Северомуйский обход

И вот, наконец, настал центральный день нашего путешествия, тот день, ради которого планировался весь график поездки, согласовывались поезда, самолёты, было выбрано само направление движения. В этот день мы должны были увидеть зимний северомуйский обход!

Как Вам, возможно, известно, на БАМе (если считать за БАМ дорогу от Усть-Кута до Комосомольска-на-Амуре) всего 8 тоннелей: Дабанский, 4 мысовых, Северомуйский, Кодарский, Дуссе-Алиньский. Самый длинный и сложный - Северомуйский, его длина 15343 метра с небольшим. И если весь БАМ был введён в эксплуатацию в 1989-1990 годы, то Северомуйский тоннель строили аж до 2003 года!

Так вот, тоннель этот проходит под Северо-Муйским хребтом. Пока тоннель не был построен, поезда ходили по обходу - железной дороге, уложенной серпантином (или петлями) по склонам этого хребта. Красота здесь, судя по прошлым фотоотчётам блоггеров-путешественников, просто... читать дальше


30 января

Тында - Кувыкта - Ларба - Лопча - Чильчи - Хани - Таксимо

БАМ к западу от Тынды производит впечатление гораздо более освоенного и используемого - крупные посёлки встречаются чаще, тут ходит несколько пассажирских поездов, в частности, скорые до Москвы и Кисловодска. Сама железная дорога по-прежнему однопутная и до Таксимо неэлектрифицированная. Посколько западнее Тынды всё чаще дорога идёт по долинам рек и хребтов, природа здесь намного красивее восточного БАМа.

Вскоре после выезда из Тынды поезд попадает в долину реки Геткан и по довольно широкой равнинной местности движется в сторону первой станции - Кувыкты.
Видео: Покидаем Тынду - вид из окна поезда
Видео: Автодорога и выемка к западу от Тынды

На этот раз нам отчасти повезло, и с правой стороны вагона окна были почти чистые. Поэтому большинство видео из... читать дальше


29 января

Столица БАМа Тында. Тындинский музей истории БАМа

На рассвете наш поезд приехал в Тынду. Ещё на подъездах сквозь сумерки с юга было видно большую сортировочную станцию - сразу возникло ощущение, что мы снова возвращаемся в цивилизацию. Однако долго поразмыслить на эту приятную тему не пришлось - мы быстренько вкатились на пассажирскую станцию и вышли из поезда.

На улице был конкретный дубак - мало того, что сразу же на платформе замёрзли ноги, так ещё и дышать было тяжело - настолько холодно было. Всю станцию окутывала густая морозная дымка.

Высадили нас на вторую платформу, хотя у первой (кстати, высокой) поезда не стояло. Пришлось идти через пешеходный переход, к большому сожалению, неотапливаемый ).

На всё про всё у нас было всего 2,5 часа - наш скорый поезд Тында - Москва отправлялся около 11 утра. Поэтому мы поспешили в камеру хранения - ходить по такому аццкому морозу с тяжёлой сумкой мне совершенно не хотелось.
В камере... читать дальше


28 января

Восточный БАМ глазами молодой экимчанки

Рассказ о восточной части Байкало-Амурской магистрали был бы неполным, если бы я не попытался дать свою оценку настоящему этой дороги. Уверен, что многим было бы интересно узнать, а чем, собственно, сейчас живёт БАМ, рентабелен ли он? Как живут люди на БАМе? Доходит до того, что меня спрашивают, а есть ли там необходимые продукты питания! Поэтому я позволю себе небольшое лирическое отступление и сегодня расскажу Вам о восточном БАМе, руководствуясь мнением местной жительницы.

Думаю, что те, кто ни разу в жизни по БАМу не ездил, слабо себе представляют его географию, поэтому предварительно выкладываю карту Восточного БАМа - он проходит по двум субъектам федерации - Хабаровскому краю и Амурской области, начинается в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается в Тынде. Также на карте можно видеть не только саму железную дорогу, но и близлежащую территорию, что важно для ориентирования в моём... читать дальше


25 января

Восточный БАМ: Комсомольск - Ургал - Алонка - Февральск - Верхнезейск - Тында

История восточного БАМа - Дуссе-Алиньский тоннель - Ургал - Новый Ургал - Военные железнодорожники - Алонка - Шугара - Февральск - Верхнезейск - Маршрутная скорость - Марш БАМ
Наконец, мы с Алексеем Румянцевым оказались на самой Байкало-Амурской магистрали. Перед фото- и видеоописанием восточной её части, я хотел бы совершить краткий экскурс в историю этой дороги.
Известно, что идея строительства БАМа возникла в умах золотодобытчиков ещё до октябрьской революции, проводились даже изыскания в районе Бодайбо. Позже в 30ые годы в основном силами заключённых были построены ветки Бамовская - Тында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре. Последние две как раз относятся к Восточному БАМу.

Во время отечественной войны некоторые из этих веток разобрали, хотя существует мнение, что неособо нужные рельсы можно было найти и где-нибудь поближе к фронту. В 1943-45 гг.... читать дальше


24 января