Поезд Хабаровск - Советская Гавань - Гопники - Железнодорожный вокзал Комсомольска-на-Амуре - Центральные улицы - Трамваи - Амур - Краеведческий музей - Общепит - Молодёжь
На вокзал Хабаровска мы пришли за 30 минут до предполагаемого отправления поезда. Подходим к табло, а там нашего поезда нет! Вот это был шок ))). Мы купили билеты на грузопассажирский поезд, в Центральной России про такие и не слышал никто. А у него был самый удобный график. В общем, смотрю - нет поезда. Чего делать - не понятно, гостиницу что ли снимать... И вообще весь график путешествия летит к чертям в первый же день...
Присмотревшись повнимательнее, понял, что я осёл ). Табло составлено по московскому времени. Так что поезд наш не в 23.58 отправляется, а в 16.58 )) Сразу сильно полегчало. Пошли за вещами в камеру хранения и как раз как вышли на платформу, началась посадка, так что сильно даже не замёрзли.
Поезд, на удивление, забился под завязку. Купейных вагонов в нём нет в принципе, есть плацкартные, общие и багажные. Мы взяли люксовый вариант - плацкарт ))). Сюда же залезла и куча китайцев, благо, у них места были далеко от наших. Вещей, кстати, у них было ещё больше, так что в их купе свободного воздуха просто не было - всё было завалено телами и тюками ).
Тронулись. Через несколько минут въехали в тоннель под Амуром. Говорят, он протекает сильно и нужен капитальный ремонт. В кромешной темноте потоков воды видно не было и ещё до выезда наружу я заснул - не спал до этого почти двое суток.
Проснулся я около станции Эльбан. Ночью наши соседи вышли, а на боковой полке остался только один пассажир. Слез вниз и снял для примера два видео. Природа за окном меня особенно не впечатлила - редкие невысокие сопки, и берёзы, берёзы, берёзы. Посёлки встречаются достаточно часто. Сама ветка однопутная. Встречных поездов на разъездах замечено не было.
Прошу прощения за качество видео. Оно снималось через грязное окошко и на рассвете.
Думал, что за окном пасмурно, а, значит, фотки Комсы получатся не слишком красивыми. Но впоследствии оказалось, что это лишь плотная дымка.
Народ на Дальнем Востоке предприимчивый. Видимо, надежды на центр нет совсем никакой, и каждый крутится как может. Всем известно, что четверть народа тут занимается импортом японских машин, а четверть - китайского барахла. Но некоторые до сих пор умудряются выдумывать что-нибудь особенное. Пока подъезжали к Комсомольску, разговорился с соседом-мужиком, который оказался военным. Так вот, однажды он хорошо заработал, взяв потребительский кредит в банке. И как-то так заморочил банкиров, что они ему в договор не прописали штраф за досрочное погашение. В итоге в день получения кредита он купил вагон с углём, вечером его продал, а на следующий день вернул кредит ))). Правда, однажды он же и лажанулся. Правда, сам он этого до сих пор не понял. Говорит, купил землю подешёвке около китайской границы. Только его туда погранцы уже третий год не пускают )))). Так и заросла там бурьяном. Или кто там у них вместо бурьяна - может, кедровый стланик?
Подъезжаем к Комсомольску. Вообще, кому бы мы в Хабаровске не говорили, что собираемся в Комсу, все на нас глаза вытаращивали. Мол, что мы там забыли, чего нам жизнь недорога и всё в том же духе. Оказывается, хотя это и второй по величине город Хабаровского края, хабаровчане его не любят и избегают. А гопническая слава Комсомольска-на-Амуре расходится далеко за пределы этого региона.
До нас информация про обилие гопников в Комсомольске дошла не вовремя, поэтому мы решительно отказались планы менять и Комсомольск проезжать мимо. Тогда нам посоветовали ни в коем случае не заезжать в район Дзёмги, мол, самое аццкое место на земле ))). На наш вопрос "что, правда в Дзёмгах много гопоты" нам порекомендовали туда поехать и у первого встречного спросить "Не подскажите, где тут гопники?" )))).
Ну ладно, шутки-шутками, едем в поезде, никого не трогаем. Тут всё тот же мужик-военный спрашивает, куда мы едем. И как только понимает, что в Комсомольск, настоятельно рекомендует быть всегда на чеку и вообще далеко от вокзала не отходить. Тут уже призадумаешься, если каждый встречный такую тему толкает...
В сам город приехали по расписанию. Пошли сдавать вещи в камеру хранения. Она у них советская - автоматические ячейки. Стоит 15 копеек ). Только вот 15 копеек советских уже ни у кого нет, поэтому их нужно покупать за 57 рублей ).
Показав разрешение на съёмку дежурной по станции, пошли фотографировать вокзал и поезда. Мороз около 30 градусов, так что старались снять побыстрее, чтобы фотоаппарат не замёрз.
На станции, когда мы приехали, стоял ещё пассажирский поезд Советская Гавань - Владивосток. Там встречались даже купейные вагоны. А вообще в основном на путях под разгрузкой стоят почтовые вагоны. К слову, наш поезд перед тем, как продолжить свой путь в Советскую Гавань, стоит в Комсомольске пять с половиной часов!
Вообще, раньше Комсомольск был закрытым городом. Чувствуется это до сих пор, потому что буквально каждый (и не только железнодорожник) на тебя таращится, когда ты что-то снимаешь. В итоге пара мужиков (на правой фотке) решили нам посоветовать прекратить съёмку. Причём несколько раз, так что пришлось среагировать и подробно объяснить, что у нас разрешение из самого Управления ДВЖД. Слова "управление дороги" действуют безотказно на всех железнодорожников - от путейцев до начальников вокзала ))). Так что сразу после произнесения отъебического заклинания подозрения в шпионаже (!) у них отпали, и у нас стали расспрашивать, по какому каналу будет передача ))).
Так, кадр за кадром, дошли до западной оконечности вокзала. На запад должен был вот-вот отправиться поезд Советская Гавань - Владивосток, но что-то его отправление задерживалось и железнодорожники суетились около локомотива.
Надо было ещё сфотографировать здание вокзала, а поезд его загораживал. Но он что-то конкретно с отправлением опаздывал, не стали мёрзнуть, поэтому сняли сбоку да пошли на трамвай.
Трамваи в Комсе - основной вид транспорта. Ходят очень часто и во все районы города. Мы выбрали маршрут номер 2, который значился как тот, что до набережной. Вроде в Дзёмгах набережной нет, так что мы в двойку и сели. И к стульям примёрзли - трамвай попался неотапливаемый ).
Трамвай к набережной идёт не напрямую по улице Первостроителей, а петляет, сначала уезжает на запад, потом на восток и приезжает на круговую площадь, на которой пересекаются все трамвайные маршруты города (их 5).
На этой площади мы вылезли и пошли пешком в сторону набережной. Дошли до главной площади, на которой.. Нет, не традиционные ледяные скульптуры, а какие-то немыслимые бетонные изваяния чудо-зверей. Интересно, дети их не боятся???
За поворотом - проспект Мира, идущий до самой набережной. Обратите внимание на людей - на месте никто не стоит, все бодренько идут из одного тёплого места в другое. Кстати на женщинах исключительно шубы и дублёнки, пуховиков они не носят.
Главные улицы Комсомольска - постройки 30ых годов. На многих есть симпатичные башенки.
Ну вот, добрались до набережной. Нашли камень, на котором памятные слова о первостроителях Комсомольска-на-Амуре. А на правой фотке - вид на реку Амур. Тот берег, на котором мы стоим низкий, а на другом берегу - сопки. Внизу, видимо, пляж, но, понятное дело, зимой там ни одна живая душа не появляется )
Тут же находится речной вокзал. Зимой не работает, но, по слухам, и летом он явно не загружен ). Всего два рейса - в Пивань (через реку) и в Николаевск-на-Амуре. Правда, на метеорах (ракетах). Правая фотка - вид на проспект Мира в сторону центра. По земле ползёт позёмка ).
Окончательно задубев, еле дошли до краеведческого музея. Вообще на Дальнем Востоке зимой все люди ходят в меховых шапках, так что везде в гардеробах их безропотно принимают, да ещё дают полиэтиленовые пакетики под них. А вот в краеведческом музее гардеробщица пожидилась и спросила у нас за каждый пакет по 2 рубля, за туалет 5 рублей, а если не только руки помыть, то 10 )))).
Сам краеведческий музей очень порадовал. Около 10 залов, богатые эскпозиции всей недолгой истории Комсомольска (а ему всего-то 75 лет). Немного про коренные народы, но в основном, конечно же, про славный подвиг Советских первостроителей, приехавших за считанные месяцы построить в тайге индустриальный центр Дальнего Востока.
Из самых запомнившихся экспонатов. Коллекция документов: командировочных удостоверений, публикаций в центральных газетах и т.д. по поводу переселения девушек-хетагуровок ). История такая. Мужики и зэки начали строительство города в 20ых годах XX века. Ну, понятное дело, построили они его кое-как, заводы заработали. А женщин там вообще нет. Только местные эвенкийки. И вот, жена командира Красной армии, Валентина Хетагурова, публикует призыв к советским женщинам в "Комсомольской правде" ехать в Комсомольск. Таким образом переселилось больше 8 тысяч девушек! Представляю, как их на вокзале встречали голодные рабочие ))).
Ещё экспонат - протокол собрания о пресечении коренных традиций инородцев, в котором постановлено обычай женить детей в 2 года отменить, рожениц во время родов в холодное помещение не выселять, и вообще пользоваться благами советской цивилизации.
Есть в музее зал, посвящённый строительству железнодорожной ветки Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре. Так вот, ветку строили в основном зэки, и после окончания руководители строительства получили поздравление примерно такого содеражния: "Дорогие чекисты! Поздравляем Вас с окончанием строительства железной дороги Волочаевка - Комсомольск. Ваша бдительность и преданность работе позволила за короткий срок перевоспитать уголовные элементы в проивзодительных рабочих. Надеемся, что Вы и дальше будете также строго следить и перевоспитывать! ЦК партии". )))
А к вопросу о гопниках - после посещения музея стало понятно, откуда их там столько. Оказывается, в Комсомольске в лучшие времена прямо в самом городе было до 17 зон! А сколько ещё вокруг...
Кстати, в отличие от большинства музеев, в которых экспонаты не пополнялись со времён Советского Союза, в Комсомольском музее есть отдельный зал новейшей истории. Правда, основные экспозиции там - материалы открытия новых социальных объектов и очередей заводов с фотографиями чиновников и руководителей предприятий ). Но всё же лучше, чем ничего.
После музея мы пошли пообедать. Цены в заведениях общепита в Комсомольске аццкие, так что максимум, на что я сподобился - манная каша в китайском исполнении ). А вечером мы ужинали в китайском ресторане, видимо, самом дорогом в городе. Но тут хотя бы качество и вкус блюд оправдывали цену и в целом мне понравилось. Официантки там, кстати, почему-то ходят не китаянки, а русские и в очень коротких юбках ).
А между ресторанами делать было нечего, поэтому мы решили сходить в кино ). Вместо старых советских кинотеатров (в которых, к слову, тоже что-то показывается), мы нашли какой-то новый, видимо, пользующийся большим спросом у местной "золотой" молодёжи. Похоже, место для развлечения у подростков 12-16 лет в городе одно, поэтому в этом кинотеатре тесно всегда. Цены, соответственно, московские ).
Вернувшись на вокзал, обнаружили "автоматическую" камеру хранения закрытой ). Оказалось, здесь нормальное дело - звать служащую камеры хранения через дежурную по вокзалу. Вот ведь им заняться нечем больше ))).
Через какое-то время объявили посадку на Тындинский поезд, и мы наконец-то тронулись в путь по легендарной байкало-амурской магистрали!
Ранее в поездке:
- Рассказ первый. Питер - Москва - Хабаровск
- Хабаровск - город и вокзал
Далее в поездке:
- Восточный БАМ: Комсомольск - Ургал - Алонка - Февральск - Верхнезейск - Тында
- Восточный БАМ глазами молодой экимчанки
- Столица БАМа Тында. Тындинский музей истории БАМа
- Тында - Кувыкта - Ларба - Лопча - Чильчи - Хани - Таксимо
- Северомуйский обход
- Северобайкальск. Озеро Байкал. Музей БАМа
- Последние километры БАМа. Красноярск
- Новосибирск. Дважды орденоносный центр Сибири
#путешествия, #железные дороги, #города, #ненормальность, #образ жизни, #отдых, #советский союз, #бам