на главную
контакты
блог
что я могу

Рейтинг доверия - расчёт на примере "Биржи сайтов"

Вчера я в теории рассмотрел возможность применения идеи социальных сетей для построения рейтинга доверия. Сегодня я на простом примере покажу, как можно строить рейтинг на практике. Возьмём, к примеру, мой проект "Биржа сайтов".

Пока на "Бирже сайтов" нет рейтинга доверия участников, но в скором времени я планирую провести upgrade движка. И он там появится. В сущности, в будущем на "Бирже сайтов" каждый участник сможет делать следующие вещи:
- Публиковать объявления о продаже сайтов.
- Публиковать новости по каждому своему продаваемому сайту.
- Публиковать комментарии к объявлениям других продавцов.

Каждое из этих действий может быть оценено другими участниками "Биржи сайтов". В каждый конкретный момент времени рейтинг доверия (далее РД) = средний рейтинг опубликованных объявлений * 0,5 + средний рейтинг опубликованных новостей * 0,15 + средний рейтинг опубликованных комментариев * 0,35. Цифры в формуле - это веса, означающие, что гораздо важнее опубликовать хорошее объявление, чем разместить новость о том, что в объявлении появились новые данные. Средний рейтинг любой позиции рассчитывается как среднее арифметическое.

Такова формула расчёта РД участника. Его РД обновляется автоматически каждый раз, когда кто-либо заново оценил любую из его сфер деятельности - будь то опубликованные объявления, новости или комментарии.

Допустим, система рейтинга готова к запуску. Пусть 1 - минимальный рейтинг, 10 - максимальный рейтинг. У всех участников сначала рейтинг минимальный - 1.

Оценка рейтинга объявления. Шаг 1.

Продавец 1 публикует объявление 1. Объявлению 1 присваивается автоматически рейтинг объявления (РО) = 1. Продавец 1 не может оценивать своё объявление, поэтому пока он ждёт :).

Оценка рейтинга объявления. Шаг 2.

Пользователь 1 оценивает объявление 1. Выставляет ему оценку 8 (из интервала 1-10). Считается новый рейтинг объявления. Поскольку отзыв первый, то просто рейтинг объявления становится равным 8. При этом в базе данных сохраняется информация о том. что оценку 8 поставил пользователь с рейтингом 1.

Оценка рейтинга объявления. Шаг 3.

Пользователь 2 (РД=1) оценивает объявление 1. Выставляет ему оценку 7. Новый рейтинг объявления рассчитывается по формуле РО = (7*1 + 8)/(1+1) = 7,5. Что означает эти цифры. 7 это оценка пользователя 2. 8 - сумма всех предыдущих оценок. А знаменатель дроби - это рейтинг пользователя 2 и сумма рейтингов всех пользователей, когда-либо оценивавших объявления.

Оценка рейтинга объявления. Шаг 4.

Если, к примеру, ещё пользователь 3 выставит оценку 5, то формула для расчёта будет выглядеть следующим образом. РО = (5*1 + 15)/(1+2) = 6,67.

После расчёта РО на каждом шаге обновляется рейтинг продавца 1. Поскольку у него нет других объявлений, то его РД=РО*0,5. А если бы были другие объявления, тогда РД = (РО1 + РО2 + … РОn) / n * 0,5

Оценка комментариев. Шаг 1.

Пусть пользователь 4 оставил комментарий к объявлению 1. А пользователь 5 оценил комментарий на 6. Соответственно, рейтинг комментария, РК=6, РД пользователя 4 = 6.

Оценка комментариев. Шаг 2.

Тут пользователь 4 подумал, что неплохо бы в дополнение к комментарию ещё и оценку сайту выставить. И выставляет оценку 6. Пересчёт РО будет выглядеть следующим образом. РО = (6*6 + 20)/(6+3) = 6,22 Поскольку пользователь 4 уже имеет РД=6, а остальные имели всего лишь РД=1, то его оценка существеннее влияет на рейтинг. Соответствующим образом обновляется и РД продавца 1.

Точно также происходит расчёт и по новостям о сайтах.

Результаты

Чем больше будет в системе выставления оценок, тем корректнее она будет отображать рейтинг. Как только пользователи получают первую оценку, они сразу же уходят от минимального рейтинга и их мнение начинает что-то значить.
Как видно из системы расчёта на рейтинги одних пользователей влияют на рейтинги других пользователей и в дополнение ко всему ещё и определяют ценность опубликованной информации.
Представленная система проста, так как рейтинги строятся на основе "поводов" - публикаций контента, который можно оценить. Если бы в системе не было бы публикаций контента, оценка рейтинга носила бы гораздо более трудо- и ресурсоёмкий характер.

#интернет-бизнес, #интернет, #социальные сети, #идеи

Антон Павлов, 31 октября

Оставьте свой комментарий