на главную
контакты
блог
что я могу

Тренировка по первой помощи

Соседи шумно наперебой кричат, что в квартире что-то происходит - кто-то пьяный, кого-то убил... Захожу в квартиру и вижу - на столе окурки, стаканы, выпивка, что-то пролилось. На стуле сидит мужик с огромной кувалдой в руках, а на кушетке - женщина с окровавленной головой... В таком стиле проходили очередные занятия по оказанию первой помощи в тренировочном центре МЧС в Рыбацком ).

Немного о занятиях

Суть занятий - пройти несколько жизненных сценок, когда обнаруживаешь пострадавшего(-вших) до приезда скорой помощи. При этом в отличие от обычного подхода, когда тебе на бумажке дают легенду, а на «пострадавшем» в лучшем случае наклеены такие же бумажки с указанием травм, в тенировочном центре МЧС под руководством опытных МЧСовцев Максима Штыба и Якова Гинзбурга происходит всё иначе.

Организаторы

Во-первых, все пострадавшие тщательно гримируются. Настолько тщательно, что в процессе, когда включаешься в игру, уже не отличаешь грим от реальной травмы. Во-вторых, тренировочные сценки сродни театру. Пострадавшие играют пострадавших, есть очевидцы, собутыльники, близкие, «самые умные». Всё что есть в реальной жизни и что обычно мешает спасению.

Я участвовал в подобной тренировке во второй раз. Когда это было впервые, заходя на сценку, даже дух перехватывает - не знаешь, за что сразу браться. Вчера было уже гораздо проще. Травмы не так пугали - алгоритм помощи уже выработался в голове и я в большинстве случаев знал, что делать (и что не менее важно - чего не делать). У нас было шесть сценок.

Школа

Первым делом мы очутились в школьном классе, в котором вокруг потерявшего сознание школьника столпились учителя. Произведя беглый осмотр, стало понятно, что школьник не просто без сознания - он не дышит, и у него нет пульса (школьника играл манекен «Гоша»). Поэтому мы (нас в команде было трое) приступили к сердечно-лёгочной реанимации. Много-много циклов из 30 сдавлений грудной клетки и двух вдохов.

Реанимация сопровождалась со стороны одной из учителей разного рода критическими замечаниями типа:
- Дайте ему понюхать нашатырь, это всегда ему помогало!
- А что Вы с ним такое делаете! Зачем Вы ему на грудь жмёте? Зачем Вы в него дышите?
- А он не заразится Вашими микробами?
- Может его стоит потрясти получше?

К сожалению, спустя 20 минут, мы вынуждены были констатировать смерть «Гоши». Во время СЛР часто ломаются рёбра, это произошло и в нашем случае, что, возможно, стало одним из факторов неуспешной реанимации.

Поезд

На второй сценке мы оказались в купе поезда. Поезд резко затормозил и мама с дочкой упали с полок. Мама - с нижней (и повредила себе лоб), а дочка с верхней (и сломала себе руку). У девочки был открытый перелом предплечья - ей продезинфицировали кожу вокруг раны, наложили тампоны вокруг торчащей кости, привязали одну руку к другой в отсутствии материала для шинирования.

Маме просто продезинфицировали рану на голове и наложили повязку.

Я у обеих спрашивал, не болит ли у них ещё что - обе сказали, что нет. Но тут крылась моя ошибка - нужно всё-таки было их осмотреть самому. При сильных травмах (как у девочки) менее сильные травмы могут вообще не ощущаться, поэтому можно было, например, пропустить тупую травму живота.

Наркоманский притон

Я поначалу не понял, куда мы попали. Смотрю только - один парень сидит склонив голову, из носа течёт кровь.

Второй парень лежит на спине, видимых повреждений нет. И в углу лежит девчонка с ножом в плече - только рукоятка ножа торчит.

Коллеги из команды пошли осматривать «тяжёлых», а мне достался «лёгкий» с носовым кровотечением. Впрочем, «лёгким» он оставался недолго - в какой-то момент он вскочил и начал всех дубасить, размахивая шприцом и крича «Убью! » Поначалу я хотел его усадить обратно, но быстро понял, что это было невозможно. Поэтому вытолкал его на улицу, чтобы не мешаться остальным. Там мне его тоже усмирить не удалось и мы так и скакали друг вокруг друга долгое время. Потом, наконец, мне пришла в голову мысль, что раз он так скачет, то помощь ему не нужна. Так что я улучил удачный момент, отделался от него и закрылся внутри помещения, вернувшись к команде и остальным пострадавшим.

К моему возвращению бОльшая часть работы была уже сделана - девчонку перевязали, парня осмотрели и перевернули в устойчивое положение на бок (чтобы в случае рвоты он не захлебнулся).

Мужик с кувалдой

Итак, в квартире пьяный мужик с кувалдой в руках и за ним женщина без сознания с рассечённой головой. Памятуя недавнюю встречу с буйным наркоманом, решаю сразу увести мужика куда подальше. Это оказалось нетрудно - мужик всё время повторял «Давай выпьем» и «Хочу водки! ». Поэтому на предложение пойти за водкой сразу согласился.
Давай, - говорю, кувалду пока отложим?
Нееее! - мужик встаёт и грозно двигается на меня
Ладно, пойдём вместе с ней.
Ну а выйдя в коридор, я ему сказал, что «Водка - там». Мужик сделал несколько неуверенных шагов, а я стал закрывать дверь. В этот момент соседи, всё это время стоявшие в коридоре, поняли, что им сейчас непоздоровится:
А как же мы, он же нас побьёт!
У Вас травмы есть? Нет? Ну так бегите отсюда и побыстрее!
Зашёл, вызвал скорую пострадавшей, произвёл вторичный осмотр на предмет дополнительных травм, коих у неё не обнаружилось.

ДТП

На автобане перевернулся мусоровоз, в него врезалась легковушка. Машину вертело-вертело и принесло на самую левую полосу. Поэтому первым делом мы огородили место происшествия, а потом уже осмотрелись. В машине трое - водитель, пассажир на переднем сиденье и девушка, которая до ДТП сидела сзади, а сейчас лежит на рычаге переключения передач.

Я стал осматривать водителя, вдруг смотрю, правый пассажир начинает девушку трясти. Пришлось ему в этом отказать - у неё вполне могла быть сломана шея или позвоночник, что привело бы к смерти и параличу при такой тряске.

Вернулся к своему пострадавшему. Какое-то время он ещё находился в сознании, но очень быстро его потерял. Дыхание у него было редкое и с громкими хрипами. А сидел он, согнувшись и упёршись руками в руль. Первым делом я предположил открытый пневмоторакс, однако осмотр не выявил наружных повреждений грудной клетки. Следовательно, пневмоторакс был закрытый, а с этим можно что-то сделать только специалистам. Поэтому оставалось следить за позой, дыханием и пульсом пострадавшего.

Буйного мужика с правого сиденья коллеге из команды удалось успокоить - у него был перелом голени. Приложили ему холод к месту перелома. Хорошо, что его не выпустили из машины. У других команд он, находясь в состоянии посттравматического возбуждения, выходил из машины и попадал под колёса других автомобилей, на чём его жизнь заканчивалась.

Девушку в итоге посадили на заднее сиденье, осмотрели, обнаружили тупую травму живота. Тоже приложили холод. Надо было ещё её положить на бок, но этого мы не сделали.

И ещё надо было всем зафиксировать шеи, т. к. при любом ДТП по умолчанию предполагается травма шеи.

Взрыв

Ну и последняя сценка - взрыв. Что взорвалось - непонятно. Внутри стояли баллоны, так что первым делом я перекрыл вентили. Ещё нужно было крайне аккуратно и медленно открывать дверь, но это мы прошляпили (при резком поступлении кислорода в помещение, где он до этого выгорел, мог произойти вторичный взрыв).

На полу - кровища, ошмётки тканей, лежит мужик без кисти и части предплечья. Из остатка руки хлещет кровь.

Статист до начала сценки

И ещё рядом стоит девушка и трясёт рукой. В общем, тут думать нечего - первым делом надо жгут накладывать на руку мужику - иначе через пару минут он кровь всю потеряет и умрёт. Перчаток на меня не хватило, так что жгут я накладывал голыми руками и весь перемазался. Теперь не понаслышке знаю, что значит «руки по локоть в крови» - так оно и есть. В итоге удалось наложить жгут, кровь остановилась. Больше травм у него не было. Поднял ему ещё ноги для профилактики шока (крови у него осталось мало, поэтому первоочередная задача - кровоснабжение мозга, сердца и лёгких, а ноги могут пока и обойтись). Коллега наложила на культю повязку.

Девушку к этому моменту тоже перевязали - у неё был ожог предплечья второй степени.

Итоги

Итоги радостные - из 12 пострадавших нам не удалось спасти только ребёнка с остановкой сердца. Но есть и замечания к самому себе на будущее:
1. Всегда одевать перчатки. Никогда не знаешь, чем болен пострадавший (особенно если он асоциален). И очень легко подцепить заразу, просто получив царапину.
2. Буйных проще изолировать, чем пытаться усмирить. И проще это сделать хитростью.
3. У пострадавших в сознании всегда нужно спрашивать разрешение на оказание помощи - иначе они становятся буйными.
4. Всем пострадавшим в ДТП фиксируется шея. Пострадавшие извлекаются из машины только при непосредственной угрозе пожара или взрыва.

#обо мне, #спасение

Антон Павлов, 19 ноября

Оставьте свой комментарий